Пайка алюминия при ремонте трубок
Во многих случаях пайка алюминия для ремонта трасс кондиционеров предпочтительнее TIG сварки. Это связано с тем, что при сварке загрязненных труб изнутри возникают стандартные проблемы с герметичностью сварного шва. Возникаеn много тонких нюансов.
Пайку можно разделить на два вида:
Использовать паяльник или индуктор, а также пайку без нагрева над открытым пламенем, для чего предназначены припой 1827 (кадмий-цинк-серебро) и флюс AluTin 51. Температура плавления припоя низкая и прогреть детали 2-киловатным, а тем более 100-ваттным паяльником не получится. Тепло-и электропроводность алюминия слишком высока. Индуктор выделяет в металле очень мало тепла, и оно быстро уходит.
Использовать припой Castolin 192FBK и горелку на MAPP газе. Кроме припоя 192 выпускаются также припои 190 и 195, но их температуры плавления значительно выше, что усложняет работу с ними.
Согласно физике, температура плавления чистого алюминия составляет примерно 660°C, а 192 припоя — 380-420°C, что определяет очень тонкую грань между «недогревом» и «перегревом», и это является сложностью процесса. Тепло от места нагрева к компоненту передается практически мгновенно, и малейший перегрев приводит к разрушению металла и последующему плавлению. Поэтому нагрев необходимо осуществлять короткими импульсами и постоянно тереть паяльный стержень о деталь, чтобы убедиться, что он не достиг температуры плавления. Обычно для нагрева трубки диаметром 10 мм требуется примерно 20-30 секунд.
192 припой, состоящий из 98% цинка и 2% алюминия, — капиллярный, он тут же растекается. Предназначен для соединения деталей с очень маленьким зазором. Пайке поддаются трубки со стыковым соединением, развальцованные трубки, сжатые плоские детали и трещины шириной с волос, но не отверстия диаметром 5 мм. Из-за плохого теплового контакта припоя с компонентом температура детали должна быть значительно выше 420°C, иначе прежде, чем припой начнет плавиться, возникает риск расплавления детали.
Рассмотрим тактику работы с припоем при предварительном прогреве деталей.
При работе с припоем очень важно не совать шарик припоя в пламя горелки на несогретую поверхность, так как это может привести к дефектам.
Чтобы избежать этой проблемы, следует использовать следующую тактику. Включите горелку на постоянную работу и начните греть деталь короткими импульсами в течение 3-5 секунд, отводя пламя в сторону. В это время попробуйте прижать пруток припоя к детали и поцарапать его поверхность. Если на деталь выплывает флюс из припоя, это отличный знак. Флюс начинает плавиться незадолго до достижения нужной температуры и служит хорошим индикатором.
Когда пруток начинает оставлять на детали блестящий след расплавленного цинка, это означает, что мы приближаемся к нужной температуре. Только в этот момент можно совать пруток в пламя горелки одновременно с нагревом детали.
Когда капля припоя попадает в зазор между деталями, нагрев следует прекратить и начать медленно подавать пруток в ванну расплавленного припоя. Как только припой начинает застывать, необходимо подогреть стык и продолжать работу.
Важно помнить, что не нужно заваливать стык деталей припоем, так как большая часть припоя вытекает с обратной стороны (внутрь трубки), а в стыке остается ровно столько, сколько нужно. Следуя этой тактике, можно более эффективно работать с припоем при предварительном прогреве деталей и избежать возникновения дефектов.