В данной статье разберем основные правила установки автономных отопителей модельного ряда Планар
ВНИМАНИЕ: Строго соблюдайте нижеизложенные требования по монтажу отопителя.
Отопитель может быть смонтирован как внутри, так и снаружи транспортного средства. В случае монтажа снаружи транспортного средства, место монтажа должно быть защищено от неблагоприятных факторов (вода, снег, грязь) при помощи защитного кожуха.
При монтаже отопителя внутри транспортного средства следует знать, что магистрали отвода выхлопных газов, подачи воздуха для горения и для подачи топлива не должны иметь разъемных соединений внутри автомобиля.
Габаритные размеры и пространство, необходимое для доступа при техобслуживании, представлены на рисунках 6-10.





Монтаж необходимо производить с учётом допустимых рабочих положений в соответствии с рисунками 11-12. Входное отверстие отопителя должно располагаться таким образом, чтобы в обычных рабочих условиях не могли подсасываться выхлопные газы двигателя транспортного средства или отопителя.


Между отопителем и кузовом транспортного средства необходимо установить резиновое уплотнение, как показано на рисунке 13, которое входит в комплект поставки отопителя. При демонтаже и повторной установке отопителя, проверить на целостность резиновое уплотнение, при необходимости – заменить. Максимальная длина воздуховода не должна превышать 5 метров.
При монтаже отопителя необходимо чтобы его корпус не соприкасался с выступающими частями кузова или кабины транспортного средства.
Запрещается крепление воздуховодов к воздушным отопителям модельного ряда PLANAR меньшего сечения чем выходное отверстие нагретого воздуха отопителя.
Монтажные отверстия Для установки отопителей модельного ряда PLANAR-2D, PLANAR-4DM2 и PLANAR-44D отверстия в корпусе транспортного средства необходимо производить согласно рисунку 14.

При монтаже отопителя, в случае, если корпус отопителя имеет контакт с полом, стенкой или другими элементами транспортного средства, то для исключения деформации корпуса отопителя должны использоваться дополнительные монтажные пластины - рисунок 13 (для этого в отопитель необходимо установить удлиненные шпильки, которые приобретаются отдельно).
Для установки отопителей PLANAR-8DM и PLANAR-9D отверстия в корпусе транспортного средства (при толщине корпуса или пола не более 3 мм) производить согласно рисунку 14.
При толщине корпуса транспортного средства или пола более 3мм, для монтажа отопителя необходимо сделать отверстие в виде прямоугольника со сторонами 180х95мм. К отопителю необходимо присоединить монтажную пластину, данную пластину допускается изготавливать из стального листа толщиной не менее 2,5мм. Монтажная пластина изображена на рисунке 14.
После этого произвести монтаж выхлопной трубы, воздухозаборника, топливопровода к отопителю и закрепить всю конструкцию к корпусу транспортного средства.
Монтажная пластина приобретается потребителем отдельно по специальному заказу.
Система подачи нагреваемого воздуха
Запрещается подсоединение отопителя к системе вентиляции транспортного средства.
Работа отопителя допускается с циркулирующим воздухом внутри помещения транспортного средства или с забором свежего воздуха.
При заборе свежего воздуха следует учесть, что поступление воздуха должно осуществляться из защищенного от дождя, брызг и грязи пространства.
Во время преодоления водной преграды вода не должна попадать в отопитель.
Допустимые размеры расстояний от препятствий поступления и выхода нагреваемого воздуха (входного и выходного отверстий отопителя) обозначены на рисунках 6-10.
Отверстия выхода нагретого воздуха нужно располагать таким образом, чтобы нагретый воздух не попадал на элементы транспортного средства, неустойчивые к воздействию повышенной температуры.
Не допускается механическая деформация воздуховодов, которая приводит к снижению внутреннего сечения.
Для воздуховодов могут использоваться только материалы с термостойкостью не менее +130°С.
Место установки воздушного отопителя следует выбрать так, чтобы предотвратить травмирование людей и повреждение рядом находящихся предметов. Если отопитель работает с циркулирующим воздухом, то следует избегать забор потока нагретого воздуха в воздухозаборное отверстие отопителя, как показано на рисунке 16.

При работе воздушного отопителя без воздуховодов на входе нагреваемого и выходе нагретого воздуха необходимо установить защитные решетки (входят в состав отопителя).
Система подачи нагреваемого воздуха
Выносной датчик температуры, на рисунке 17, предназначен для измерения температуры воздуха в зоне его установки и позволяет работать отопителю в режиме поддержания заданной температуры. Максимальная длина жгута выносного датчика температуры не должна превышать – 5020+20 мм. Датчик температуры нужно устанавливать на средней высоте обитаемого отсека, на вертикальную поверхность в обогреваемой зоне или в месте, где необходимо поддержание заданной температуры. Датчик температуры запрещается размещать:
- непосредственно в потоке нагретого воздуха (от системы отопления транспортного средства или отопителя);
- вблизи источников тепла;
- в зоне прямых солнечных лучей.

Система подачи топлива
Подача топлива осуществляется из топливного бака автомобиля или из дополнительного топливного бака в зависимости от комплектации.

Подача топлива из штатного автомобильного бака осуществляется с помощью топливозаборника или из магистрали слива топлива от двигателя в бак («обратки»).
Подача топлива с помощью топливозаборника
Топливозаборник устанавливается в топливный бак транспортного средства согласно требованиям, обозначенных на рисунке 19 (а). Установку специальной шайбы с топливозаборником в отверстие бака производить согласно требований, обозначенных на рисунке 19 (b). Перед установкой необходимо определить длину топливозаборника, как показано на рисунке 20. Лишнюю длину необходимо обрезать, на конце сделать срез под углом ≈45°.

Забор топлива из «обратки»
Забор топлива для отопителя из «обратки» осуществляется с помощью тройника. Магистраль слива топлива должна быть без давления и заканчиваться у дна топливного бака. Установку тройника производить согласно требований, обозначенных на рисунке 23.

Монтаж топливопровода
Монтаж топливопровода осуществляется с помощью полиамидного топливопровода, который входит в комплект поставки.
Для отопителей PLANAR-8D и PLANAR-9D применяется два топливопровода:
- Ø 5,3х1,65, L=4000 мм - устанавливается от насоса до отопителя;
- Ø 6х1, L=1000 мм - устанавливается от топливного бака до насоса.
Другие отопители модельного ряда PLANAR комплектуются одним типом топливопровода:
- Ø 5,3х1,65, L=5500мм. При монтаже топливопровода необходимо руководствоваться требованиями, обозначенными на рисунке 21
Для соединения топливопровода используют соединительные муфты. Если муфты не нарезаны и поставляются одним резиновым рукавом, то его необходимо разрезать на отрезки длиной ≈ 50-70мм. Крепление топливопровода производить через одинаковые промежутки, не менее 150-200 мм, не допуская провисание и переломов. Правильное соединение двух топливных трубок муфтой указано на рисунке 22.
Топливопровод прокладывать только в прохладном защищенном месте, чтобы избежать повреждений и образования пузырьков из-за нагрева топлива.
Монтаж топливного бака
Отдельный топливный бак необходимо располагать таким образом, чтобы топливо, которое может пролиться при наполнении топливного бака, не могло попадать на систему выхлопа и электропроводку.
Заливная горловина топливного бака не должна находиться во внутреннем пространстве транспортного средства (салоне, багажнике, моторном отсеке).
Топливный бак устанавливается на транспортное средство таким образом, чтобы он и его пробка в закрытом положении не выступали за габариты транспортного средства. Топливный бак должен располагаться так, чтобы максимальный уровень топлива был ниже среза топливной трубки отопителя, как показано на рисунке 21.
Монтаж топливного насоса
Топливный насос предназначен для дозированной подачи топлива в камеру сгорания.
Работа топливного насоса осуществляется подачей электрических импульсов, посылаемых блоком управления отопителя. Частота импульсов соответствует требуемой производительности отопителя.
Топливный насос устанавливается в резиновый амортизационный хомут, который показан на рисунке 25. Монтажное положение топливного насоса должно соответствовать требованиям, обозначенным на рисунке 24.

Для стабильной работы отопителя необходимо устанавливать топливный насос не далее, чем на 1000 мм от топливного бака и ниже нижнего уровня в топливном баке, как показано на рисунке 24. В случае установки топливного насоса выше топливного бака, высота забора топлива должна быть не более 700мм. Отопители комплектуются топливными насосами производства компании «Адверс» или «Thomas Magnete».
Система подачи воздуха в камеру сгорания отопителя
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО осуществлять забор воздуха, необходимого для горения, из внутреннего пространства транспортного средства (салона, кабины, КУНГа, изотермического фургона, багажного отделения и других отапливаемых помещений).
Запрещается использование отопителя без воздухозаборного патрубка.
Входное отверстие воздухозаборника необходимо располагать как показано на рисунке 26.

Запрещается располагать входное отверстие воздухозаборника по направлению движения транспортного средства.
Воздухозаборник монтировать в положении, исключающем засорение и воздействия неблагоприятных факторов (дождь, снег, грязь и т.д.) и обеспечивающем свободный сток попавшей в него воды.
Разрешается использовать воздухозаборник только из комплекта поставки.
Входное отверстие воздухозаборника должно располагаться выше допустимой для автомобиля глубины преодолеваемого брода.
Система отвода отработанных газов
Труба выхлопная – гибкий гофрированный металлический рукав из нержавеющей стали, при монтаже отрезается нужной длины. Выхлопная труба крепится к отопителю хомутом. Использование высокотемпературного герметика предотвращает утечку выхлопных газов в месте соединения (рекомендуется использовать при монтаже, в комплект поставки не входит). Для лучшего контакта выхлопной трубы и патрубка отопителя, на трубе необходимо сделать пропилы длиной 15-20 мм, но не выходящие за пределы охватываемого патрубка, как показано на рисунках 27-28. На конце выхлопной трубы необходимо установить экран, как показано на рисунке 27, который служит для устойчивой работы отопителя на малых режимах и предотвращает задувание в выхлопную трубу. Отсутствие экрана приводит к повышенному сажеобразованию в отопителе и снижению теплопроизводительности.
Торец выхлопной трубы при монтаже не должен касаться резинового уплотнения отопителя.
Выхлопная труба должна быть установлена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации отопителя исключалась возможность проникновения отработанных газов в кабину или забор их вентилятором через систему вентиляции автомобиля.
Отработанные газы должны отводиться наружу.
Выхлопная труба должна быть установлена таким образом, чтобы выхлопные газы не попадали на агрегаты транспортного средства. Выходное отверстие выхлопной трубы должно находиться в положении, исключающем засорение или попадание снега, и обеспечивающим свободный сток попавшей в него воды.
Отопители могут комплектоваться двумя видами глушителя (опционально):
1. С отверстием для слива конденсата, для наружного монтажа.
2. Герметичный, для монтажа на маломерных судах, в скрытых полостях.
Герметичный глушитель также можно использовать при наружном монтаже. Для этого требуется просверлить отверстие Ø5 мм, как показано на рисунке 29. В зависимости от места монтажа глушителя выхлопная труба делится на соответствующие части. Для лучшей фиксации выхлопной трубы на патрубках глушителя, на выхлопной трубе необходимо сделать пропилы длиной 15-20 мм, но не выходящие за пределы охватываемого патрубка. Установку глушителя производить как показано на рисунке 28. При установке глушителя с отверстием для слива конденсата, необходимо учитывать его монтажное положение (сливным отверстием вниз).

При установке отопителя на пьедестал или кронштейн, необходимо закрывать металлическим кожухом зону воздухозаборника, выхлопной трубы и топливопровода, как показано на рисунках 30-31.


Особенности монтажа воздухозаборника и выхлопной трубы
Выхлопную и воздухозаборную трубы нужно прокладывать с уклоном вниз от отопителя, как показано на рисунке 32. Если это невозможно, то нужно в самой нижней точке сделать отверстие Ø3 мм для слива конденсата. Данное отверстие запрещается делать, если выхлопная труба проходит через отапливаемое помещение.
Отводимые отработанные газы не должны попадать в зону воздухозаборника.
Отверстие выхлопной трубы должно быть расположено, как показано на рисунке 33.


При монтаже отопителя внутри фургона, КУНГа и других помещениях транспортного средства, на выхлопную трубу устанавливается теплоизоляция. В местах прохода выхлопной трубы через пол или борт кузова необходима теплоизоляция, как показано на рисунке 34.

При монтаже отопителя внутри фургона, изотермического фургона, КУНГа и других помещениях транспортного средства, на подвесном кронштейне, выхлопную трубу и воздухозаборник необходимо закрыть кожухом* и теплоизоляцией, как показано на рисунке 35.

Категорически запрещается монтаж отопителя с открытым участком выхлопной трубы внутри фургона, изотермического фургона, КУНГа и других помещениях транспортного средства, в случае установки отопителя на подвесной кронштейн, как показано на рисунке 36. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!!! Во время работы отопителя температура выхлопной трубы может достигать 350°С. Поэтому очень важно производить монтаж с использованием теплоизоляции и защитного кожуха. *Защитный кожух не входит в комплект поставки, приобретается отдельно.
Пример монтажа отопителя внутри фургона
При монтаже на подвесном кронштейне в случае малого расстояния между кабиной транспортного средства и изотермическим КУНГом, допускается монтаж выхлопной трубы и воздухозаборника с выводом на крышу КУНГа. Входное отверстие воздухозаборника и выходное отверстие выхлопной трубы должны быть направлены против движения транспортного средства.

Воздухозаборник требуется устанавливать так, чтобы избежать загрязнение механическими частицами поступаемого в камеру сгорания воздуха, как показано на рисунке 37.

Выхлопная труба и воздухозаборник должны монтироваться только через один борт (задний, передний или боковой). При этом расстояние между ними должно быть не менее 200 мм.
Невыполнение перечисленных требований при неблагоприятных условиях (сильный ветер, возникновение перепадов давления и т.д.) не только препятствует отводу выхлопных газов, но и создает дополнительное разряжение в зоне забора воздуха.
Дополнительное разряжение в зоне забора воздуха затрудняет нормальную работу камеры сгорания, что приводит к её засорению сажей и сокращает срок службы отопителя.
При монтаже отопителя внутри объемных кузовов-фургонов (изотермических фургонов, КУНГов и т.п.) недопустимо расположение выхлопной трубы и воздухозаборника на противоположных бортах, рисунки 38-39.
Завод-изготовитель ПРЕДУПРЕЖДАЕТ о возможных неблагоприятных последствиях для потребителя в случае несоблюдения им вышеназванных требований по монтажу и эксплуатации оборудования модельного ряда PLANAR.
При установке отопителя на водном судне, выхлопная и воздухозаборная трубы крепятся к специализированным патрубкам, которые приобретаются отдельно.

Монтаж электрических соединений
При монтаже жгутов исключить возможность их нагрева, деформации и обеспечить надежное крепление при помощи крепежного материала, входящего в комплект поставки.
Внимание! Монтаж электрических соединений отопителя необходимо производить при извлеченных из колодок предохранителях.
Запрещается монтаж жгутов и проводов, имеющих повреждение изоляции.
Свободные гнезда разъемов должны быть герметично закрыты водонепроницаемыми заглушками.
Все электрические разъемы и контакты на «массу» необходимо смазывать защитной смазкой для контактов, при этом они должны быть зачищены от коррозии и надежно закреплены.
Установку контактов в колодку жгута топливного насоса производить согласно рисунку 40.

Монтаж пульта управления
Пульт управления устанавливается в любом удобном для водителя (персонала) месте, но обязательно в постоянном поле зрения во время эксплуатации отопителя. Крепление пульта производится при помощи двустороннего скотча или специального кронштейна саморезами в зависимости от комплектации: - двусторонний скотч одной стороной наклеивается на заднюю поверхность пульта. Вывод провода из корпуса пульта можно осуществлять или через заднюю крышку, или через боковую поверхность корпуса, удаляя перегородку. Перед установкой необходимо предварительно обезжирить поверхность, на которую устанавливается пульт, и сняв со скотча защитную пленку, разместить пульт на подготовленной поверхности; - кронштейн, показан на рисунке 41, крепится к панели при помощи винтов. Вывод провода из корпуса пульта осуществляется через заднюю крышку. Пульт устанавливается в кронштейн до характерного щелчка.

Первый запуск отопителя
При завершении монтажа важно убедиться в надежности установки и крепления всех жгутов, проводов, хомутов, муфт, электрических соединений и других элементов отопителя. Необходимо заполнить топливную магистраль и полностью удалить из нее воздух.
Топливопровод можно заполнить двумя способами:
- Осуществить с помощью пульта управления запуск отопителя. В этом случае полный цикл запуска составляет примерно 5 минут. Если запуск отопителя не осуществился, то необходимо включить отопитель еще раз после его полной остановки.
- Использовать устройство подкачки топлива.
Контроль заполнения топливной магистрали осуществляется визуально, через прозрачные трубки топливопровода.
Установить в колодки предохранители на жгут питания. Подключить питание к отопителю.
Во время первого запуска необходимо проверить герметичность всех соединений и прочность их крепления. При необходимости подтянуть хомуты.
При первом запуске возможно небольшое дымление из выхлопной трубы.
Устройство подкачки топлива, по желанию потребителя, приобретается отдельно.





